Графическая система Fedora Linux рано или поздно будет переведена на Wayland

2010-11-12

Адам Джексон (Adam Jackson) из компании Red Hat сообщил, что группа ключевых разработчиков графической подсистемы Fedora Linux проанализировала намерение по миграции проекта Ubuntu с классического X-сервера на дисплейный сервер Wayland. В итоге, участники дискуссии согласились с тем, что Wayland является очень перспективным проектом, хотя еще не готовым к промышленной эксплуатации и требующим значительной доработки.

Пакет с экспериментальной поддержкой Wayland может появиться уже в следующем релизе Fedora 15, но переход на использование Wayland по умолчанию потребует много времени. Список критериев и план внедрения пока не сформированы, но по утверждению Адама процесс миграции Fedora на Wayland рано или поздно произойдет, так как технологии Wayland сулят решение многих серьезных проблем, а минусы довольно незначительны, несмотря на опасения, связанные с отказом от классических технологий.

Wayland отличается от классического X-сервера тем, что на уровне сервера выполняется только переадресация всех окон, а все операции рендеринга и управления окнами производятся на стороне клиента и передаются для обработки серверу со встроенным композитным менеджером. Сервер не поддерживает API отрисовки и оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавится от двойной буферизации, при использовании таких библиотек как GTK+, Qt и Clutter. Все операции отрисовки производятся силами дополнительных библиотек, например, OpenGL ES, FreeType и Cairo. Взаимодействие с аппаратным обеспечением, например, проведение инициализации, переключение видеорежимов (drm modesetting) и управление памятью (GEM) графических карт, производится через KMS-модуль, работающий на уровне ядра, что позволяет обойтись без привилегий суперпользователя.

Дополнительно можно отметить, что кроме разработчиков MeeGo, Ubuntu и Compiz проектом Wayland заинтересовался Джон Кармак (John Carmack), один из основателей компании id Software, возглавлявший разработку таких игр как Wolf3D, Doom и Quake.